Методы и приемы по проведению урока по ФГОС. Организационный момент.
«ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА»
Преподаватель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека...
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК»
Преподаватель начинает урок с \\\\\\\"настройки\\\\\\\". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: \\\\\\\"Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. По¬том попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)\\\\\\\". Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза.
«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ»
Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. Разыгрывается сценка на учебную тему.
«ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА»
Преподаватель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.
«ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ»
Преподаватель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.
«ЭПИГРАФ»
Преподаватель начинает урок с эпиграфа к данной теме.
«ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока.
«ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА»
В конце урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного короткого опроса — простого опроса, ибо основная его цель — на¬строить учащегося на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой.
«НЕСТАНДАРТНЫЙ ВХОД В УРОК»
Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Преподаватель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
«АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
• если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
• затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
• оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности

«ТЕМА-ВОПРОС»
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам преподаватель или выбранный учащийся, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
«РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в \\\\\\\"Толковом словаре\\\\\\\".
«СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА»
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
«ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ»
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
«ГРУППИРОВКА»
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: \\\\\\\"Почему имеют такие признаки?\\\\\\\" будет задачей урока.
«ИСКЛЮЧЕНИЕ»
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема \\\\\\\"Яркое пятно\\\\\\\", но в этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется учебная цель.
«ДОМЫСЛИВАНИЕ»
Предлагается тема урока и слова \\\\\\\"помощники\\\\\\\": Повторим; Узнаем; Проверим. С помощью слов \\\\\\\"помощников\\\\\\\" учащиеся формулируют цели урока.
«ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ»
Преподаватель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находят уроки, на которых можно \\\\\\\"передохнуть\\\\\\\". \\\\\\\"Линия времени\\\\\\\" позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.
«ГЕНЕРАТОРЫ – КРИТИКИ»
Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.
Пример: Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.

«НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ТЕМА»
Приём, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Пример: Преподаватель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку педагога, которая не хочет выводит саму тему.
Преподаватель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?
Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
Преподаватель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала...
«ЗИГЗАГ»
Данную стратегию уместно использовать для развития у учащихся следующих умений:
• анализировать текст совместно с другими людьми;
• вести исследовательскую работу в группе;
• доступно передавать информацию другому человеку;
• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример: Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

Актуализация знаний

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»
Можно начать с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по-разному:
• Что лишнее?
• Обобщить – что это ...
• Что пропущено – логическая цепочка
• Какое слово скрывается и так далее.
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»
Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков можно задать вопрос. Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.
«ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ»
Формула: преподаватель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача, тема повторения, тема доклада, вызываемый учащийся. Кроме рулетки подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале.
«ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»
Преподаватель вместе с учащимися обсуждает вопрос: насколько качественно выполнено домашнее задание.
«ЛОВИ ОШИБКУ!»
Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Учащийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».
«ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»
Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...
«СВОЯ ОПОРА – ШПАРГАЛКА» (КОНКУРС ШПАРГАЛОК)
Форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке»,если: 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий). Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей.
«КРОССВОРД»
Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.
«Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ»
Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:
• умение объединять объекты по общему значению признака;
• умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
• умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
• умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Учащиеся пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Преподаватель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из ребят не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
«КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.
Приём \\\\\\\"Цепочка признаков\\\\\\\"
Направлен на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует: умение описывать объект через имена и значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак ;
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак ;
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Приём \\\\\\\"Я беру тебя с собой»
Направлен на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Приём \\\\\\\"Ложная альтернатива\\\\\\\"
Внимание ученика уводится в сторону с помощью альтернативы \\\\\\\"или-или\\\\\\\", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?
Сколько в минуте секунд - 10 или 100?
Приём «Согласен – Не согласен»
Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует: умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен, не согласен
Закодированное слово
Используется для активизации полученных ранее знаний.
Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
Пример приема «с затруднением»
Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.
Урок математики, 5 класс. Цель: ввести арифметическое действие – умножение.
Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.
«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?» 2+2+2+2=8 (ч)
«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»
– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?
– А почему, в чем затруднение?
– Получается слишком длинная запись.
– Значит, что нам надо сегодня открыть?
– Надо придумать новый короткий способ записи.

Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

КЛАСТЕР
Описание приёма:
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям \\\\\\\"второго уровня\\\\\\\".
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Как применяется на уроке:
Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

КОРЗИНА ИДЕЙ
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

Пример \\\\\\\"корзины идей\\\\\\\":
- Тема нашего урока: Наши праздники. Что такое праздник?
- Действительно, празднование всегда приурочено к какому-либо событию.
- О каких праздниках мы говорим \\\\\\\"наши\\\\\\\", \\\\\\\"мой\\\\\\\"?
- Запишите на листах бумаги праздники, о которых мы можем сказать «Наши праздники» (1 минута)
- Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос (1 минута)
- Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)
- Попробуем систематизировать полученную информацию.

ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ
Используется для систематизации и наглядного графического представления существенных признаков рассматриваемого понятия.
Правила составления денотатного графа:
1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.
2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:
• глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;
• глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;
• глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;
• глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.
3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Внимание! Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.

ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
Используется для формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.
1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения по какой-либо теме.
2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.
На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной схеме, где:
• ствол дерева – тема,
• ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено),
• листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно.
3 этап - после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.

ВЕРНЫЕ, НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ.
Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия.
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

ПРИЁМ «ИНСЕРТ»
При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

ПРИЁМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»
Остановки в тексте - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
1. Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.
5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.
Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
2 стадия - осмысление . Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия - рефлексия . Заключительная беседа.
На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.

ПРИЁМ «ФИШНБОУН» или «РЫБИЙ СКЕЛЕТ»
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Таблица «Плюс – минус - интересно»
Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
• «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
• «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
• «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
При использовании ПМИ внимание намеренно направляется сначала на \\\\\\\"Плюс\\\\\\\", потом на \\\\\\\"Минус\\\\\\\", затем на \\\\\\\"Интересно\\\\\\\".

«Таблица – ЗХУ»
Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. После обсуждения текста учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
• Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
• Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».
• Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
• Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
• Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
• Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

ПРИЁМЫ РЕФЛЕКСИИ
ЭССЕ
Напомним, что эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Создателем эссе считается М.Монтень (\\\\\\\"Опыты\\\\\\\" 1580г.). В настоящее время эссе часто называют \\\\\\\"потоком сознания, перенесенного на бумагу\\\\\\\". Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Если это работа на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5,10, 15, 20 минут (это время, отведенное на \\\\\\\"свободное письмо\\\\\\\"). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления.

Модель написания эссе:
1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.
2. Работа над черновиком.
3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.
4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
5. Публикация. Чтение на аудиторию
Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка:
1. Обсуждаемая тема (проблема).
2. Моя позиция.
3. Краткое обоснование.
4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
Заключение.

РАФТ
Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста.
Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:
Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?
А – аудиторией. Кому вы будете писать?
Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).
Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?
Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.

ДИАМАНТА
Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)
Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Можно предложить ребенку написать диаманту на темы: дождь – засуха, Вселенная – частичка, Онегин – Ленский.

СИНКВЕЙН
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________
Пример синквейна:
Тайга
Хвойная, зеленая, необъятная.
Растет, завораживает, дарит
Щедра сибирская тайга!
Берегите!

ХОККУ (ХАЙКУ)
Краткие правила написания хайку:
1. Три строчки и 17 слогов: 5 + 7 + 5.
2. Должно иметь сезонное слово, указывающее на время года или времени суток.
3. Должно показывать и передавать, но не называть и не объяснять.
4. Не должно быть рифмы.
5. Повествование ведется в настоящем времени.
6. Первые две строчки описывают некое явление, на третьей строке подводится итог сказанному на предыдущих строчках.
7. Может строиться на приеме сопоставления двух объектов, явлений или действий.

Вот какие хайку сочинили учащиеся МОУ-ООШ № 23 г. Чапаевска Самарской области по теме \\\\\\\"Пустыни России\\\\\\\" на уроке окружающего мира:
Вот взошло солнце.
Вновь воздух сух и горяч.
Кругом лишь пески... (Дронова Юлия)
Ежи, корсаки
Вдруг попрятались в норы.
Полуденный зной. (Коллер Виктория)
1. В технологии РКМЧП хайку является формой письменной рефлексии.
2. Хайку – это лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Каждое хайку – это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года.
3. Искусство писать хайку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах. Задача поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех её деталях.
4. Чаще всего повествование ведется в настоящем времени.
5. Обычно первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. А иногда, наоборот, для введения в тему достаточно одной первой строчки, а для подведения итога требуются две последующие.
6. Хайку может строится на приеме, который называется соположением: имеются два объекта, и хайку представляет динамику их отношений. Можно сопоставить: объект и фон; разные состояния одного объекта; действия; качества/отношения, и т.д.
Чаще всего прием \\\\\\\"Хайку\\\\\\\" используется на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.

Бортовые журналы
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
– Заполните свой «дневник исследователя» :
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.
Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.
На смысловой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «–», в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально.
На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста.
Очень важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д.

«Шесть шляп мышления»
В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.
Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.).
Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

***
Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.
Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития...
Белая шляпа
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.
Желтая шляпа
Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Наиболее эффективным решением экологической
проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что...».
Черная шляпа
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».
Красная шляпа
Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал \\\\\\\"Поединка\\\\\\\" вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».
Зеленая шляпа
Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».
Синяя шляпа
Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

ЗИГЗАГ
Этот прием используется при изучении большого по объему материала. При этом текст должен хорошо делиться на смысловые части. Сколько частей выделено, столько и должно быть групп (6 фрагментов – 6 групп ). Эти первоначальные группы мы называем «родные».

На стадии вызова используются один из уже известных приемов.
На стадии содержания ученики читают свой фрагмент текста на своей карточке, выделяют главное, новые непонятные слова. Каждый составляет какую-либо схему текста (кластер, рисунок, таблицу). Так они работают в родной группе.
Затем ученики расходятся по другим, «экспертным», группам в соответствии цвета своего листочка с текстом. Каждая группа обсуждает свою часть текста, варианты схем, выбирает оптимальную и фиксирует ее на
бумаге. Члены группы вносят соответствующие коррективы в свои записи. На стадии рефлексии ученики возвращаются в свои «родные» группы и пересказывают друг другу свои фрагменты по скорректированным схемам.
После того, как закончился пересказ в «родных» группах, представители экспертных групп рассказывают у доски содержание своих фрагментов по общей схеме. Остальные слушают и записывают возникающие при прослушивании вопросы. После окончания своего рассказа эксперты отвечают на эти вопросы. Вопросы, на которые никто не смог ответить, записываются на доске.
В конце урока возвращаются к заданиям стадии вызова.

                                                                                                 Бадмаева Б.Д., учитель начальных классов

article